В конце февраля состоялось заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, посвященное 10-летию принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации. Советник президента по градостроительной деятельности Валерий Беляев выступил с докладом «Направления совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности (повышение безопасности, развитие городского подземного пространства, учет специфики города Москвы)». Было подчеркнуто, что принятый 10 лет назад Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) изначально содержал ряд пробелов и коллизий. Во многом эти изначальные и приобретенные пробелы и коллизии касались градостроительной безопасности и роли инженерных изысканий. В ГрК РФ продекларирован принцип устойчивого (безопасного и комфортного) развития территорий. Очевидно, что градостроительная безопасность закладывается с уровня территориального плана. Но в 41-ФЗ, принятом в 2011 году, упразднили («для упрощения процедуры») возможность принятия планировочного технического регламента, госэкспертизу документов территориального плана и конкретику проведения инженерных изысканий для данного уровня. Таким образом, была усилена внутренняя коллизия с п.15 ст.1 ГрК РФ (в то же время для планировки территорий пробел ГрК РФ в части изысканий сохранился), а, главное, посредством этого снижен уровень безопасности планировочных решений. В. Беляев в этой связи подчеркнул, что необходимо дополнение ГрК РФ в части инженерных изысканий. В дальнейшем, для целостного регулирования градостроительных отношений в части инженерных изысканий целесообразно ориентироваться на включение в ГрК РФ специальной статьи. Еще одно важное направление устойчивого развития территорий – градостроительное освоение подземного пространства. Закон РФ о недрах, принятый еще в 1992 году, ориентирован на добычу полезных ископаемых, на аспект охраны недр, а не на их строительное развитие и не учитывает требований ГрК РФ. При этом нужна увязка не только с ГрК РФ, но и с другими Федеральными законами. (Земельный кодекс, Гражданский кодекс). Докладчик также предложил включить в ГрК РФ должный учет специфики Москвы (город федерального значения, субъект РФ, столица РФ, «мегаполис», особое муниципальное образование), так как глава 9 ГрК РФ (а там всего одна ст.63!) ее в полной мере не раскрывает. Мосгордума вынуждена приводить ГрК Москвы в соответствие с ГрК РФ. Но проблема сохраняется (например, сомнительная легитимность территориальных и отраслевых схем столицы). Поэтому важны не только и не столько формальные поправки в ГрК Москвы, сколько соответствующее развитие норм ГрК РФ с учетом специфики Москвы.
Материал подготовлен на основании геоинформационного портала ГИС-Ассоциации, полный текст документа без изменений и сокращений опубликован http://www.gisa.ru/108204.html
Потанин Федор Викторович, заведующий сектором
контроля за деятельностью органов местного самоуправления
отдела градостроительного контроля Комитета
по архитектуре и строительству Курганской области